الربيع العربي (taxfree12) wrote,
الربيع العربي
taxfree12

Телеграф, индустриализация, импортозамещение и вывоз капитала. Сименс в России в картинках. 2 часть

Оригинал взят у perfume007 в Телеграф, индустриализация, импортозамещение и вывоз капитала. Сименс в России в картинках. 2 часть
1-я часть тут. Основанная в 1847 году в Берлине молодым инженером и изобретателем Вернером Сименсом, механиком Иоганном Георгом Гальске и их компаньоном Иоганном Георгом Сименсом (двоюродным братом Вернера фон Сименса) телеграфно-строительная компания «Сименс и Гальске» с момента своего создания принадлежала к числу наиболее динамичных предприятий, работающих в сфере электротехники. Принципиальную роль в становлении молодого предприятия сыграло развитие первого зарубежного бизнеса компании в России. Немногие знают, что первой лампочкой в Москве была немецкая. Питала ее током первая городская электростанция, построенная в 1888 году фирмой "Сименс-Гальске", первый трамвай был пущен благодаря немецким электродвигателям, сконструированным и произведенным на заводах Сименса в России. Именно Сименс участвовал в тендере на прокладку первого в России метро. Вообще говоря, почти все нынешние "главные лица" немецкой экономики - "Сименс", "Байер", "Крупп", "Тиссен", "Даймлер-Бенц" и другие - деятельно работали в России, создавая свои предприятия, еще в 19 веке. В контексте этих имен Вернер Сименс был одним из первых немецких бизнесменов, внедрившихся на неразвитый российский рынок...


Распространению электричества в Российской Империи должно было способствовать созданное в 1886 году «Акционерное общество электрического освещения Сименс и Гальске», владевшее собственной электростанцией в столице. В 1888 году была построена электростанция в Москве. А в 1896 году в преддверии коронации Николая II «Сименс и Гальске» получила заказ на освещение центральной части Москвы, в том числе и Кремля.

В 1897 г «Обществом» была построена электростанция на Раушской набережной в Москве, - старейшее сооружение в «Мосэнерго» на сегодняшний день. Помимо кабельного завода и фабрики по изготовлению телеграфного и телефонного оборудования Карл Сименс решил построить в Петербурге завод динамо-машин, который производил бы электромоторы большой мощности, а также турбогенераторы и трансформаторы. В 1912 огромный завод «Электросила» был сооружен. В 1918 г. все заводы Сименс в России были, разумеется, национализированы.

Раушская электростанция
Старый машинный зал Раушской электростанции 1907 год

От спиртометра до стерилизации воды
Но вернемся к концу 19 века. С годами сфера деятельности «поставщика Двора Его Императорского Величества» «Сименс и Гальске» расширялась: трамвайные линии, оборудование для железных дорог, рудник и медеплавильный комбинат...

Трамвай Siemens & Halske, начало 20 века

Современники говорят что дореволюционные трамваи Сименс были гораздо удобнее и надежнее тех, что стали выпускать после революции. - А трамвай собираются пускать... — Нет, знаете, Елена Станиславовна, это еще что! У них четыре мотора «Всеобщей Электрической Компании» остались. Ну, эти кое-как пойдут, хотя кузова та-акой хлам!.. Стекла не на резинах. Я сам видел. Дребезжать все будет… Мрак! А остальные моторы — харьковская работа. Сплошной госпромцветмет. Версты не протянут. Я на них смотрел… 12 стульев (с) Ильф и Петров.
Открывались представительства Сименс в Одессе, Ростове-на-Дону, Харькове, Екатеринославе... Но одну смешную мелочь надо упомянуть особо: специально для российского налогового ведомства В. Сименс изобрел спиртомер для измерения крепости алкогольных напитков, по ней определялся размер алкогольной пошлины.
Акции Siemens und Halske с общим капиталом в 35 млн марок
В начале ХХ столетия чрезвычайно популярной стала еще одна высокотехнологичная разработка "Сименс и Гальске" - система стерилизации воды озоном. В октябре 1906 года в рамках русской компании "Сименс" была создана новая структура - "Отделение по устройству стерилизации воды посредством озона по соединенным системам "Сименс и Гальске" и "Графа де Фриз".

Естественным процессом являлось расширение сферы деятельности акционерного общества "Сименс и Гальске" на территории России. Для поставки стрелочного оборудования и семафоров для императорских железных дорог фирма получила большие кредиты.

Впрочем, как рассказывают об истории концерна, не всё шло гладко. В имении Хмелёво на озере Ильмень, которое Карл Сименс приобрёл в 1861-ом году за 60 тысяч рублей, он построил фабрику по производству фарфоровых изоляторов и посуды, но дела шли плохо. В течение нескольких лет Карл Сименс безуспешно пытался решить технические проблемы и снизить себестоимость продукции. Когда убытки перевалили за восемьсот тысяч рублей и "съели" более трети всей полученной фирмой в России прибыли, Карл Сименс сдался и закрыл фабрику. Кроме того, и на рынке электротехнического оборудования акционерное общество "Сименс и Гальске" теснили в России конкуренты: немецкие и бельгийские компании АЭГ, "Шукерт", "Унион"...

В 1913 году произошло слияния РАО «Шуккерт и Ко» и АО русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». руководителем АО «Сименс и Шуккерт» был назначен Красин. Во время первой мировой войны формально независимое от немецкого концерна АО стало одним из основных поставщиков электротехнического оборудования для русской армии.

Карл Фёдорович Сименс

В переговорах, которые Вернер Сименс проводил во время своего второго посещения Санкт-Петербурга в том же 1852 году с графом Петром Андреевичем Клейнмихелем (1793 - 1869), главным управляющим путей сообщения и коммуникаций, выявилась необходимость, чтобы при увеличивающемся объеме работ в Санкт-Петербурге постоянно находился представитель фирмы "Сименс и Гальске". Сименсу пришла в голову исключительно удачная мысль назначить своим представителем в Санкт-Петербурге брата Карла.

В то время он был еще совсем молодым человеком, не достигшим тридцатилетнего возраста. Но, несмотря на молодость, у Карла к тому времени уже был определённый опыт коммерческой деятельности, к сожалению, не слишком удачный, хотя в этом, может быть, и не было его вины. Он попытался наладить работу филиала компании в Париже, но из-за натянутых отношений между Германией и Францией эта попытка оказалась неудачной. Таким образом, Франция потеряла хорошего партнера в лице компании Siemens, и это привело к тому, что и по сей день продукция фирмы не слишком распространена на территории этой страны. Обратная ситуация сложилась для Карла в России.

Братья Сименс, Вальтер, Карл, Вернер, Отто и  Уильям с женой

Карл был один из младших братьев Сименсов, не имел законченного технического образования, но как пишет о нем в своих воспоминаниях Вернер: "Карла я лично считаю из всех нас наиболее нормально одаренным. Он всегда был надежен, верен, добросовестен, хороший ученик, преисполненный нежной любовью и привязанностью к братьям. Проницательный, всесторонне развитый ум, сделал из него дельного коммерсанта, а благодаря обширным техническим сведениям и большому такту - он стал незаменимым руководителем крупных торговых предприятий".

Первый рудничный локомотив создал немецкий инженер Сименс

Подобно тому, как Англия стала второй родиной для Вильгельма, далекая Россия станет ею для Карла Сименса. Хотя в 1853 году, когда он приступил к выполнению этой важной и ответственной миссии, ему было всего 24 года, он вскоре показал себя как осмотрительный и опытный предприниматель. Он быстро овладел русским языком, попутно знакомясь с обычаями страны, в которой ему теперь предстояло жить. Вскоре Карл женился на русской подданной Марии,- дочери представителя фирмы в Петербурге, выходца из Прибалтики, г-на Капера,, и его стали величать Карлом Федоровичем. В 1859 году он принял русское подданство. В России жил с 1853 года по 1869 год и с 1880 года по 1890 год, коммерческой деятельностью в России занимался с 1853 года до своей кончины в 1906 году.
За заслуги перед российской промышленностью фирма Сименс удостоилась права изображать на своих изделиях государственный герб России, а сам Карл стал подписываться в документах как купец первой гильдии.
Продолжение следует
Добавиться в друзья можно вот тут

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:
Tags: исторические лекции, история России
Subscribe
promo centercigr 08:30, вчера 3
Buy for 60 tokens
Благодаря публикациям Бориса Рожина, Алексея Зотьева и Голоса Севастополя, и тем неравнодушным людям, которые откликнулись нам удалось оказать частичную помощь Виктории Магер, девочке, которая попала под обстрел ВСУ и получив сильное ранение, героически спасла сестру... Сейчас для завершения…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments