الربيع العربي (taxfree12) wrote,
الربيع العربي
taxfree12

Обзор потенциальных изменений российского валютного законодательства

                                                           

Отличный текст, товарищи с ресурса pwc.ru собрали все вместе из того что в последнее время внесли в Думу в части изменений российского валютного законодательства. Огромное спасибо medovik за ссылку на сводный анализ.
Прошу обратить внимание - это проекты законов - но они внесены в ГосДуму а потому имеют шанс быть принятыми. Поэтому относиться к ним следует крайне серьезно!
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кратко
В данном обзоре проанализирован ряд законопроектов, предусматривающих изменения российского валютного законодательства, которые в данный момент находятся на разных этапах рассмотрения. Часть проектов предусматривает внесение значительных изменений в законодательство о валютном регулировании, которые в корне меняют подход к валютному регулированию, а также устанавливают новые требования, нарушение которых может повлечь привлечение резидентов к ответственности.
Другая часть проектов предусматривает технические изменения, направленные на уточнение и приведение к единообразию действующей редакции положений закона.
Рассматриваемые законопроекты охватывают все сферы действия российского валютного законодательства, включая осуществление резидентами и нерезидентами валютных операций, режим использования резидентами зарубежных банковских счетов, определение понятия
физического-лица резидента, а также ответственность за нарушение требований российского валютного законодательства. В случае принятия рассматриваемых изменений у резидентов возникнет необходимость проанализировать свою деятельность и оценить риски, связанные с нарушением требований российского валютного законодательства, исходя из изменившегося правового регулирования.

В деталях
- Ограничения на приобретение иностранной валюты. Необходимость получения разрешения Правительства РФ на совершение ряда валютных операций
На рассмотрение в Государственную Думу 22 сентября 2015 года внесен проект Федерального закона № 885552-6 о внесении изменений в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-Ф3 (далее – Закон о валютном регулировании), который предусматривает внесение существенных
комплексных изменений в Закон о валютном регулировании в части осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами.
Заявленная цель законопроекта – ограничить «вывод капитала» из Российской Федерации. Данная цель реализуется путем установления
контроля и ограничений на осуществление операций с использованием валютных ценностей. Предлагаемые изменения устанавливают:
- введение разрешительного порядка на совершение резидентами и нерезидентами ряда валютных операций, не связанных с осуществлением экспорта
и импорта товаров и услуг, в том числе: o приобретение иностранной валюты и чеков;
- приобретение или продажа внешних ценных бумаг;
-  ввоз и вывоз иностранной валюты.
Предполагается, что разрешение будет выдаваться Правительством РФ. Порядок выдачи разрешений будет разработан Правительством РФ совместно с ЦБ РФ.
-  введение ограничений на приобретение юридическими лицами резидентами и нерезидентами, кроме уполномоченных банков, а также физическими лицами -
индивидуальными предпринимателями иностранной валюты, кроме как для целей осуществления оплаты по контрактам, кредитов и займов, уплаты
сумм процентов и штрафных санкций;
-  введение ограничений на привлечение резидентами и нерезидентами (юридическими лицами, кроме уполномоченных банков, а также физическими лицами - индивидуальными предпринимателями) денежных средств, подлежащих возврату в иностранной валюте, на срок, превышающий 180 дней;
-  обязательную продажу резидентами (юридическими лицами и физическими лицами - индивидуальными предпринимателями) 100% валютной
выручки, зачисляемой на их счета, открытые в уполномоченных банках, в том числе от экономической деятельности, осуществляемой на территории РФ, в течение 7 рабочих дней со дня поступления на счет;
- введение новых последствий нарушения требований валютного законодательствапризнание сделки недействительной.
Cогласно предлагаемым изменениям все валютные операции, совершенные с нарушением российского валютного законодательства, признаются
недействительными. Помимо ответственности за совершение незаконной валютной операции, которая составляет 75-100% от суммы соответствующей операции, к таким
операциям будут применяться последствия недействительности сделки и все полученное по недействительным в силу законопроекта валютным операциям
будет подлежать взысканию в доход государства. Данные последствия будут применимы в том числе к сделкам, совершенным с нарушением российского
валютного законодательства.
- Кроме того, проект изменений предусматривает повышенную ответственность за отсутствие учета валютных операций, а также ведение учета с нарушением установленного порядка, в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом, или по которой документы и информация
предоставлены с нарушением порядка. На текущий момент за нарушения порядка учета валютных операций установлена ответственность в размере фиксированного штрафа. Принятие указанных изменений приведет к существенному увеличению ответственности, так как ее размер будет определяться в пределах всей суммы,
которая не была учтена, а не в пределах установленного штрафа. Отдельно отмечаем, что предлагаемый проект изменений устанавливает значительные
ограничения по осуществлению валютных операций с использованием валютных ценностей не только для резидентов, но и для нерезидентов, что ранее было не характерно для российского валютного законодательства. В целом законопроект противоречит ранее существовавшей тенденции, направленной на
либерализацию российского валютного законодательства. В частности, данный проект возвращает ранее существовавшие нормы о разрешительном порядке
осуществления валютных операций, нормы об обязательной продаже валютной выручки, ограничения использования иностранной валюты.
Принятие указанных изменений повлечет необходимость пересмотра деятельности резидентов, а также в целом изменит существующие подходы к применению
российского валютного законодательства. Дата вступления в силу указанных изменений в соответствии с проектом – 1 декабря 2015 года
-  Обязанность по репатриации денежных средств по договору займа
На рассмотрение в Государственную Думу 25 сентября 2015 года внесен законопроект, который устанавливает требование о репатриации денежных средств,
предоставленных нерезидентам в качестве займов, а также устанавливает соответствующую ответственность в виде
штрафа в размере 75-100% неполученных средств. При этом законопроект не предусматривает каких-либо ограничений по суммам займа, а также не предусматривает ограничений по субъектам, на которых распространяется данная обязанность. Таким образом, указанное требование распространяется на любые суммы займа и на
любых субъектов, в том числе на российские уполномоченные банки и физических лиц при выдаче ими займов в пользу нерезидентов. В настоящее время существует
неоднозначность относительно применения правил о репатриации к договорам займа. Росфиннадзор неоднократно высказывал мнение о том, что займ является
внешнеторговой сделкой, к которому должны применяться правила о репатриации. Кроме того, в 2014 году появилась судебная практика (Постановление от 12.09.2014 по делу № А05- 9937/2013), рассматривающая договор займа как внешнеторговый, что, на наш взгляд, не соответствует российскому законодательству. Законопроект решает данный вопрос и напрямую устанавливает обязанность резидентов обеспечить своевременное получение на свои счета денежных средств,
причитающихся по договору займа с нерезидентом. Необходимо отметить, что в случае принятия указанных изменений, как и по внешнеторговым договорам, зачет встречных требований по договору займа будет запрещен, а возможность уступки прав требования по договору займа и иного исполнения будет под вопросом.
-  Уточнение понятия физического лица-резидента.
В соответствии с текущей редакцией Закона о валютном регулировании гражданин Российской Федерации, по общему правилу, будет признаваться резидентом, кроме
случаев если он:
-  постоянно проживает в иностранном государстве не менее одного года, в том числе на основании вида на жительство;
временно пребывает в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. Таким образом, совершение даже краткосрочных поездок в Россию влечет
утрату статуса нерезидента. Сейчас на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов предлагаются сразу два проекта изменений в определение
российского резидента-физического лица. Один проект предлагает всех граждан Российской Федерации, независимо от срока проживания за рубежом, рассматривать в
качестве резидентов с точки зрения российского валютного законодательства. Дата вступления в силу изменений согласно проекту - 1 января 2017 года.
Второй проект изменений «возвращает» ранее существовавшее определение, в соответствии с которым резидентами с точки зрения валютного законодательства
признаются физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства. На наш взгляд, оба этих проекта нельзя рассматривать как позитивные изменения российского валютного законодательства, так как в случае принятия изменений, предлагаемых первым проектом, получить статус нерезидента с точки зрения российского валютного законодательства можно будет только путем отказа от гражданства Российской Федерации. В случае принятия изменений, предлагаемых вторым проектом, резиденту необходимо будет доказывать тот факт, что в соответствии с законодательством иностранного государства он считается постоянно проживающим на территории данного
государства, что также может быть связано с рядом практических сложностей. Оба проекта на данный момент размещены на федеральном портале проектов нормативноправовых актов в стадии оценки регулирующего воздействия. На рассмотрение в Государственную Думу пока не внесены.
Дополнительные основания для зачисления денежных средств на зарубежный банковский счет
Кроме того, оба проекта изменений предусматривают включение в список разрешенных оснований для зачисления денежных средств физическим лицом -
резидентом на свои зарубежные счета денежных средств, полученных в качестве заработной платы и иных выплат по заключенным им с юридическими лицами-резидентами трудовым или гражданско-правовым договорам за выполнение трудовых или иных обязанностей за рубежом.
Текущая редакция закона в отношении возможности зачисления заработной платы предусматривает только такое основание как получение физическим лицом-резидентом заработой платы на свои зарубежный банковский счет только от иностранного юридического лица и только по трудовому договору с таким
юридическим лицом. Данное изменение решает практические сложности, связанные с выплатой российскими компаниями компенсаций своим сотрудникам в случае их нахождения за рубежом по заданию компании. В отношении расширения перечня допустимых оснований для зачисления денежных средств на зарубежные банковские счета физических лиц -резидентов также хотим отметить законопроект №607024-6. Согласно законопроекту в список разрешенных оснований для зачисления денежных средств на зарубежные банковские счета физических лиц резидентов включены такие распространенные виды доходов, зачисление которых на зарубежный счет резидента на текущий момент запрещено, как доход от продажи внешних ценных бумаг и доход от доверительного управления, в случае если доверительным управляющим является нерезидент. Данный законопроект 18 февраля 2015 года был принят в первом чтении, однако на текущий момент далее в Государственной Думе не рассматривался.
-  Ответственность
-  Увеличение срока давности привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства В соответствии с текущей редакцией закона
срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований валютного законодательства составляет один год.
Таким образом, по истечении одного года с момента совершения правонарушения резидент не может быть привлечен к ответственности.
Однако на рассмотрение в Государственную Думу внесен проект изменений, предусматривающих увеличение срока давности привлечения резидентов к
ответственности на нарушение требований валютного законодательства до двух лет. Рассматриваемое изменение ухудшает положение резидента и, как следствие, не
имеет обратной силы. Таким образом, в случае принятия законопроекта новый увеличенный срок давности будет применяться только к тем правонарушениям, которые были допущены после вступления изменений в силу.
-  Новый вид ответственности Закон о валютном регулировании устанавливает обязанность резидентов получить на свои счета по внешнеторговым контрактам определенную долю выручки, размер которой устанавливается Правительством РФ, в российских рублях. Однако в настоящее время размер такой доли Правительством РФ не установлен, и данное правило не применяется. Кодекс об административных правонарушениях РФ на данный момент не содержит норм об ответственности за
несоблюдение вышеуказанного требования. Проект изменений предусматривает установление ответственности за невыполнение резидентом обязанности по
обеспечению получения российских рублей в доле, определяемой Правительством РФ, на свои счета, в виде штрафа в размере от 40 000 до 50 000 рублей.
Проект размещен на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов в стадии общественного обсуждения. В Государственную Думу не внесен.
-  Уточнение ответственности за невозврат денежных средств, уплаченных нерезиденту Сейчас законом установлена единая ответственность для резидента как за невозврат денежных средств, причитающихся от нерезидента по внешнеторговому договору, так и за просрочку такого возврата в размере 75-100% от невозвращенных средств. Законопроект направлен на разделение ответственности на два вида:
-  ответственность за невозврат денежных средств, которая составит 75-100% невозвращенных средств
- ответственность за нарушение сроков по возврату денежных средств, которая составит 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
При этом, для случая просрочки проект уточняет порядок определения размера штрафа, который должен рассчитываться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ,
действующей в период просрочки. Указанное изменение направлено на приведение к единообразию норм валютного законодательства. Законодатель использует
подход, аналогичный тому, который устанавливает ответственность за неполучение/нарушение сроков получения денежных средств, причитающихся резиденту
от нерезидента по внешнеторговому договору. Указанный проект размещен на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов в стадии оценки регулирующего воздействия. На рассмотрение в Государственную Думу пока не внесен.
Ответственность резидентов физических лиц за непредоставление отчетов о движении денежных средств по зарубежным банковским счетам
С 1 января 2015 года для физических лиц – резидентов введена обязанность по предоставлению в налоговые органы по месту своей регистрации отчетов о движении
денежных средств по зарубежным банковским счетам на регулярной основе. Вместе с тем, порядок предоставления физическими лицами отчетов о движении
средств по зарубежным счетам на текущий момент не установлен и требования налоговой инспекции предоставить отчетность уже сейчас являются
необоснованными, о чем мы писали ранее в наших Информационных письмах №43 [114] и 44 [115]. До тех пор пока не установлен порядок предоставления отчетов о движении денежных средств, у физических-лиц – резидентов нет обязанности по предоставлению такой отчетности. Проект изменений в ст 15.25 устанавливает
ответственность для физических лицрезидентов за нарушение сроков предоставления отчета, которая будет равна ответственности должностных лиц, а именно
в случае просрочки представления отчетов в размере от 500 до 5 000 российских рублей в зависимости от длительности просрочки, в случае непредоставления отчета - в размере от 4 000 до 5 000 рублей, за повторное нарушение до 40 000 рублей. Проект размещен на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.
Усиление контроля со стороны таможенных органов
В Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции контроля за валютными операциями
резидентов и нерезидентов также предлагается внести ряд технических изменений, регламентирующих и уточняющих процедуру привлечения
резидентов к ответственности, в том числе, в части предмета установления фактов нарушения валютного законодательства по каждому предусмотренному
административному составу . Предлагаемые изменения свидетельствуют о тенденции контролирующих органов повысить эффективность административной
процедуры для детекции нарушений требований российского валютного законодательства. Проект размещен на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов и проходит ряд независимых экспертиз.
Чем мы можем помочь?
Мы будем отслеживать принятие обозначенных выше изменений российского валютного законодательства. Учитывая накопленный нами опыт консультирования по вопросам валютного контроля, мы можем провести диагностику Ваших текущих операций с целью выявления потенциальных рисков в связи с принятием и
вступлением в силу указанных изменений. В случае необходимости, мы можем предложить возможные варианты минимизации потенциальных рисков
привлечения к ответственности, а также переструктурировать систему расчетов с учетом Ваших бизнес задач.
Tags: валютное законодательство России
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo taxfree12 may 18, 2014 10:25 200
Buy for 50 tokens
Этот пост будет всегда висеть вверху чтобы можно было сравнить развитие страны с данным прогнозом. Прогноз дан 18 мая 2014 года Многие слышали о волновой теории Ральфа Эллиотта. Для тех кто не слышал - поясню, это в некотором смысле математическая или поведенческая теория, которая описывает…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments